Поздравляем участников конкурса Вакуленко Валерию,
Машкина Льва, Оборину Дашу, Тарасенко Елену Александровну
с Дипломом I степени.
Молодцы!
17.02.2017 г. в МБУ ДО «Детская школа искусств» городского округа Нижняя Салда состоялся областной конкурс «Музыкальный калейдоскоп» по слушанию музыки учащихся младших классов детских музыкальных школ и школ искусств по теме: «Образ, рождающий мысль или Мысль, рождающая образ». Ставший уже традиционным, конкурс ориентирован на повышение качества преподавания музыкально-теоретических дисциплин в ДМШ и ДШИ путем внедрения в практику дополнительного музыкального образования современных и информационно-коммуникативных технологий и средств; на создание благоприятных условий для реализации интеллектуально-творческого потенциала обучающихся младших классов и преподавателей школ искусств Свердловской области.
Конкурс проводился в двух форматах:
Очный конкурс— непосредственное участие и выполнение конкурсных заданий в течение одного дня.
и Заочный конкурс музыкально-художественных презентаций, подготовленных учеником (группой обучающихся) под руководством преподавателя.
В очном конкурсе приняли участие 4 команд из городов: Верхняя Салда, Краснотурьинск (ДМШ №1), Сухой Лог и п. Калья г. Североуральск.
Программа очного конкурса включала ряд увлекательных, разнообразных и достаточно сложных заданий:
— Домашнее задание очного конкурса включало в себя анализ музыкального произведения в виде музыкально-художественной (мультимедийной) презентации в формате Power Point 2003, 2007, подготовленной командой учащихся, принимающих участие в очном конкурсе. Перечень произведений, предлагаемых для домашнего задания (по выбору участников) включал:
- С.С. Прокофьев Мимолетность №10;
- С.С. Прокофьев Мимолетность №11;
- С.С. Прокофьев, стихи А. Барто «Болтунья»;
- С. Слонимский «Мультфильм с приключениями» и др.
Презентации участников конкурса содержали разнообразные элементы: текст, иллюстрации, фрагменты литературных произведений, рисунки, нотные примеры, аудио и видеоматериалы, включая записи анализируемого музыкального произведения.
— «Здравствуйте, давайте знакомиться…»— музыкальное приветствие (представление) команд-участниц путем исполнения (соло, ансамблем) или театрализации любого произведения, связанного с тематикой конкурса.
— «Калейдоскоп образов, героев и событий» — музыкальная викторина, где требовалось после прослушивания музыкального фрагмента определить автора, название произведения и тип музыкального героя (герой-рассказчик, герой-персонаж, лирический герой, герой-созерцатель, сценический герой, герой-оратор), а также музыкальный портрет, музыкальный пейзаж, бытовую сценку, комическую сценку из произведений, входящих в программные требования конкурса.
— «Знатоки» — включал
- кроссворд;
- текстовое задание на определение понятий и определений, указанных в программных требованиях;
- определение героев, автора и название пяти музыкальных произведений по предложенной картинке с изображением ряда предметов и персонажей;
- определение соответствия предметов структуре периода и сонатно-симфонического цикла.
— «Музыкальная драматургия»: задания на интерактивной доске, предполагающие знание композиционных приемов развития (периодичность, суммирование, дробление) на примере мелодий популярных детских песен; а также определение по фрагменту нотного текста из произведений, входящих в программные требования, основных приемов развития музыкальной темы: точный повтор, неточный повтор (с изменениями), секвенция, контраст.
— «Интонационные загадки» — задание на интерактивной доске, ориентированное на выявление умений определения типа интонаций (речевая, кантилена, сигнал, моторное движение) на примере музыкальных произведений в соответствии с программными требованиями конкурса; и стилей композитора-классика, композитора-романтика, композитора-импрессиониста. При правильном ответе появлялся портрет композитора, назвав которого, команда имела возможность получить дополнительный балл.
По мнению членов жюри и участников конкурса, предложенные задания были творческими и разнообразными, порой неожиданными, но всегда продуманными и методически грамотно составленными. Это позволило юным музыкантам в полной мере продемонстрировать свои знания, умения и опыт, полученные на уроках слушания музыки и в процессе подготовки к данному конкурсу.
В течение всего конкурса царила атмосфера творчества и праздника. И дети и взрослые радовались новой встрече, новым знакомствам и возможностью испытать себя в «музыкальных соревнованиях».
Во время знакомства с каждой командой зрители активно приветствовали выступающих, с интересом наблюдая за своими соперниками. По мнению жюри, каждое выступление было уникальным, все команды ярко, живо и весело представили собственные идеи творчески, с юмором и позитивом.
Незабываемое впечатление оставили театрализации команд МАУ ДО «Детская школа искусств поселка Калья», МБУ ДО «Сухоложская детская музыкальная школа», МБУ ДО «Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1».
Как отмечают члены жюри, в музыкальной викторине были использованы интересные фрагменты (характерные, но не всегда самые известные и популярные) произведений, обозначенных в Положении конкурса; ее результаты следует считать высокими: 67% от максимально возможного количества баллов набрала команда, занявшая последнее место в данном конкурсе. Это позволяет говорить о том, что в процессе подготовки к конкурсу преподаватели уделили особое внимание слушанию и анализу музыкальных произведений программных требований конкурса (включая характерные особенности и используемые композиторами средства выразительности). Данный вывод подтверждают и результаты конкурса «Знатоки»: 75% участников набрали максимальное количество баллов и лишь на 1 балл отстали остальные участники.
Огромный интерес вызвали задания на интерактивной доске в блоках «Музыкальная драматургия» и «Интонационные загадки», где требовалось не просто знание композиционных приемов развития, но и умение применить эти знания и слуховые навыки в практической деятельности, используя примеры из популярных детских песен, а также слыша и анализируя внутренним слухом нотные примеры музыкальных произведений и устанавливать причинно-следственные взаимосвязи. Поэтому достигнутые результаты трудно считать случайным.
Решая «интонационные загадки» на интерактивной доске, дети продемонстрировали сформированные умения по определению различных типов интонаций и стилистических особенностей произведений композиторов-классиков, композиторов-романтиков, композиторов-импрессионистов.
Оценку за точность и правильность выполнения заданий участники конкурса «получали» непосредственно после его выполнения (звучали аплодисменты, появлялись картинки, портреты композиторов).
Всем (без исключения!) детям понравилось участвовать в конкурсе «Музыкальный калейдоскоп», уже сейчас они готовы начать подготовку к предстоящим музыкальным творческим соревнованиям – эти выводы позволил сделать анализ анкет участников конкурса, их преподавателей и родителей. Благодаря целенаправленной и насыщенной подготовительной работе ученики младших классов узнали много нового и интересного, расширив свой кругозор. Как отмечают дети МАУ ДО «ДШИ» п. Калья, у них «разыгрался аппетит» к покорению новых вершин искусства музыки.
Члены жюри и оргкомитет конкурса выразили благодарность всем преподавателям, подготовившим команды для участия в областном конкурсе «Музыкальный калейдоскоп».