⇐ Великая Отечественная война 1941-1945
1941г. В начале войны авиационная промышленность переживала тяжелый период: часть территорий, на которых находились авиационные заводы, заводы по производству алюминия, месторождения боксита (алюминиевой руды) были или могли быть оккупированы фашистами. Выпуск самолетов в 1941 году сократился более чем в 3,5 раза.
Из-за потери Запорожского, угрозы захвата Волховского заводов и большой потребности авиационной промышленности в алюминии было спешно начато строительство заводов в тыловых районах страны: Краснотурьинске и Новокузнецке.
Основной базой сырья для алюминия стал Североуральский бокситовый рудник (СУБР). Государственным Комитетом обороны было принято постановление об ускоренной разработке месторождения бокситов на Северном Урале. В 1942г. СУБР отнесен к оборонным предприятиям.
На рудник отправлялись эшелоны с рабочими и инженерно-техническими работниками из многих районов страны, эвакуировалась техника. Непрерывным потоком шли поезда, которые везли машины, экскаваторы, станки, буровую технику, паровые котлы и турбины.
«Гвардейцы тыла», «Бойцы трудового фронта» – так называли себя субровчане-горняки, перекрывавшие все немыслимые достижения и рекорды, оставляя позади любые нормы.
В 1943г. на СУБРе была применена технология скоростных проходок. Одна бригада могла выполнить 4 цикла за смену вместо одного. О рекордах скоростных проходок стало известно всей стране. В дни Сталинградской битвы отличился забойщик Иван Коноваленко в 10 раз перекрывший свою норму.
Никифор Клюка за один рабочий день погрузил в вагонетки 63 тонны боксита. В 6-7 раз перевыполнял свои сменные задания забойщик Габдрауф Багаутдинов.
Известны бригады проходчиков: И.Сердюка, Г.Шевченко, З.Сабирова, Н.Минзарипова, И.Проничкина (после войны Н.Минзарипов и И.Проничкин были удостоены звания лауреатов Сталинской премии), забойщиков: И.Баталова, И.Коноваленко, Д.Губарева; взрывников: П.Лопарева, А.Клюки и других.
Все задания Государственного Комитета обороны горняки СУБРа выполняли с честью. Счет помощи фронту был такой: каждый труженик знал, что 10 тонн боксита – это один боевой самолет.
Освобожденную из каменного плена руду грузили в вагоны. Составы с бокситом под лозунгами «Все для фронта, все для Победы!» шли без остановки на Уральский Алюминиевый завод (УАЗ).
УАЗ оставался единственным предприятием в стране по выплавке алюминия, как и СУБР – единственным бокситодобывающим предприятием. Они сражались против 20 алюминиевых заводов Европы покоренной фашистами.
Добыча руды проходила в сложных геологических условиях, с большим риском для жизни шахтеров. «Как на бой уходили шахтеры в забой». Люди работали без выходных по 10-12 часов. Самовольное оставление работы расценивалось как дезертирство с трудового фронта. Не хватало всего - одежды, обуви, хлеба. Многие жили в бараках, землянках, палатках.
Основными орудиями труда были кайло, лопата, тачка. Погрузка руды в вагоны велась в начале войны вручную.
Не отставали от мужчин и женщины. Они срочно обучались на машинистов паровозов, шоферов, взрывников, экскаваторщиков и бурщиков, заменяя ушедших на фронт. Лишь после того, как СУБР был приравнен к предприятиям оборонного значения, горняков на фронт с него уже не отправляли.
Н.Ф.Стародубова, ветеран СУБРа: «Работали по 12 часов на морозе, испытывали и голод, и холод, и болезни. Но сильная любовь к Родине и страшная ненависть к лютому врагу, порушившему наши планы, мечты и наладившуюся уже сносную жизнь для большинства советских людей, придавала нам силы и энергию. Мы трудились, не жалея себя, помня наказ: «Все для фронта, все – для Победы!»».
Ф.Абдульминов, ветеран труда: «Работали на двусменке, по 12 часов, без выходных, порой по суткам, никто не жаловался, а наоборот, мы сменами даже соревновались между собой, кто сработает лучше. Особенно было трудно в суровую зиму 1941 -42г. Плохо одетые, полуголодные, мы старались все сделать для фронта…Не было никаких приспособлений. Для обуривания забоев первое приспособление –лом. Прогревали их в кострах и горячими забивали кувалдами в мерзлую землю по круговой, чтобы потом можно было вытащить. Только с 1943г. положение на СУБРе с техникой начало улучшаться.»
С первых дней войны было принято решение: «отчислять в фонд обороны до полного разгрома фашистов заработок за сверхурочную работу». Было объявлено о сборе денег на постройку танков и самолетов (двух звеньев под названием «Североуральские бокситы», комплектацию самолетной эскадрильи «Советский артист».). На спецсчета было перечислено около 670 тыс. рублей деньгами и свыше 15000 руб.– облигациями.
Две телеграммы лично от Сталина с благодарностью за помощь, оказанную фронту, поступили в адрес СУБРа и еще несколько - от Комитета обороны.
К концу войны добыча руды выросла в 4 раза. Было создано 5 мощных бокситовых рудников.
Объемы вскрышных работ на карьерах к 1944г. возросли в 2,6 раза, горно-подготовительные работы в шахтах – в 3,3 раза, подземная добыча боксита составила 43,3% всей добычи боксита.
79,5% всей руды Каменск-Уральский алюминиевый завод получал с наших рудников.
СУБР, его люди и дела были в центре постоянного внимания Правительства, Комитета обороны. За выполнение заданий Родины и самоотверженный труд, большая группа предприятия была награждена орденами и медалями.
За время войны коллективу СУБРа 11 раз присуждалось переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны, а в апреле 1946г. оно оставлено на вечное хранение в качестве признания особых заслуг перед фронтом, в достижении общей для всего народа Победы.
9 мая 1945г. в День Победы, из боксита СУБРа был получен первый алюминий на Богословском алюминиевом заводе.
Развитие мощностей и увеличение добычи руды во многом зависело от успешной работы коллективов и других учреждении.
Трест «Бокситстрой»
3 ноября 1941г. приказом Наркома цветной металлургии на СУБРе создается особая строительно-монтажная часть (ОСМЧ Бокситстрой, далее – трест). В к ноябре 1941г. прибыл первый строительный батальон- (более 1тыс. человек). Строители ускоренными темпами вели строительство новых рудников, коммуникаций. Построили железную дорогу до станции Бокситы, до карьера «Красная шапочка», проложили первые километры узкоколейки, лежневые дороги до новых карьеров.
Одновременно возводилось жилье, магазины, столовые и другие объекты. Для производства стройматериалов построен кирпичный и шлакоблочный заводы, лесозавод, столярная мастерская.
Расширена ЦЭС, построена ЛЭП от Турьинских рудников. За 4 года войны основные фонды промышленного и жилищно-бытового назначения возросли в 3,5 раза
Строители «Бокситстроя» вместе с горняками СУБРа вели проходку наклонных стволов и подготовку рудных горизонтов, объединенные одной задачей: быстрее и больше дать стране боксита.
В 1943г. строителями была проведена 141 стахановская вахта. Первыми возглавили список передовиков военных лет М.Пономаренко, Г.Бурмей, Г.Чихарев (удостоены орденов Трудового Красного Знамени). В 1943 году сданы в эксплуатацию шахты «Капитальная-1» и №3-3бис.
Капитальные наклонные шахты строились в пос.Черемухово, на Втором и Третьем Северных, Южном рудниках. В 1944г. введен в эксплуатацию горизонт минус 140 метра шахты №1 на главном рудном поле. На Кальинском руднике введены шахты №№1,2,3 в комплексе с поверхностными сооружениями. Коллектив треста обеспечил своевременный ввод в эксплуатацию шахт, горизонтов, за счет чего была увеличена и добыча боксита.
Североуральская бокситовая экспедиция (СУБЭ)
Для устойчивой работы рудника и алюминиевых заводов необходимо было развивать геологоразведочные работы на всей территории Петропавловского бокситового бассейна.
1 января 1941г. начала работать Североуральская бокситовая экспедиция (СУБЭ) треста «Союзалюминьразведка».
За 1941-45г. экспедицией выполнено геологоразведочных работ на 25 млн. 176 тыс. руб., за это время пробурено 847 разведочных скважин общей длиной 87639 метров, пройдено 845 глубоких и 2120 мелких шурфов общим объемом 20150 погонных метров.
К 1 января 1945г. СУБЭ передала на баланс СУБРа разведанные запасы бокситов в 71 млн. тонн.
В январе 1946г. за большой вклад в развитие сырьевой базы алюминиевой промышленности в годы войны группе геологов- Н.А.Каржавину, И.А.Любимову, Л.Н.Смирнову, П.П.Савченко, Д.В.Наливкину, А.В,Пейве и А.Н.Ходалевичу была присуждена Сталинская премия первой степени.
За трудовые успехи в годы ВОв коллективу экспедиции оставлено на вечное хранение Красное знамя Государственного комитета обороны.
Золотодобытчики
Самоотверженно трудились коллективы приисков Южного и Северного Заозерского Управления. Ушедших на фронт заменили мужчины пожилого возраста, женщины и подростки из Воскресенки, Мостовой, Сольвы, Усть-Кальи, Даньши, Всеволодо-Благодатского. Это были единственные предприятия, где не работали мобилизованные из других мест. С 1943г. добыча золота начала расти.
Железнодорожный транспорт
Из Серова до Баяновки проходила государственная железная дорога со станциями Бокситы и Покровск-Уральский. За годы войны железнодорожный транспорт получил мощное развитие: введено в эксплуатацию 42 км путей, вагонный парк увеличился до 75 единиц. Перевозку осуществляли 14 паровозов. Объем перевозок увеличился с 2225 до 13300 тонно-километров. Среденесуточный объем погрузки-выгрузки увеличился в десять раз.
Энергетика
29 апреля 1940г. вошла в строй Центральная электростанция, которая обеспечивала энергией предприятия СУБРа и позволила начать электрификацию поселков. В 1944г. - ЛЭП от г.Краснотурьинска до г.Североуральска и пос.Покровск-Уральского, положившая начало подключению нашего города к энергетическому кольцу Урала.
Лесная промышленность
На территории нашего района действовал Петропавловский леспромхоз, в состав которого входили Баяновский и Покровский мехлесопункты, лесоучастки Шегультанский, Усть-Шегультанский, Тонгинский, Высотинский и 49-й квартал. С 1935г. работал химлесхоз по заготовке живицы, выгонке смолы и дегтя из лесоотходов.
Леспромхоз должен был в больших объемах поставлять военным заводам лесоматериал специальных ассортиментов: для изготовления фанеры, авиабруса, авиационной планки, ружейных болванок, лыжного кряжа, доски для вагонов, палубника для кораблей. Давали лес для выжига древесного угля, на котором доменщики Серовского метзавода плавили чугун, а мартеновцы из чугуна – высококачественные специальные стали. Отходы леса поставляли предприятиям на топливо.
Люди старались, не жалея сил, но положение было осложнено тем, что на фронт было отправлено большое число техники и кадров. Основные кадры - спецпереселенцы из южных областей страны, прибывшие после раскулачивания.
На вывозке леса выполняли по полторы и более нормы. Дровяник, круглый лес и авиалес отправляли в вагонах по железной дороге. Основная масса леса отправлялась молевым сплавом по рекам. В 1945г. начало сплава было назначено на 9 мая. Утром же объявили об окончании войны.
К началу Великой Отечественной войны на карте Советского Союза еще не было города с названием Североуральск, тогда существовал рабочий поселок Петропавловский.
27 ноября 1944г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Петропавловский был выделен из состава пригородной зоны г.Карпинска Свердловской области и преобразован в город областного подчинения Североуральск.
Произошло это в связи с военными событиями в том числе.
С июля 1941 по октябрь 1945 г. советские авиазаводы выпустили 137 тысяч самолетов, 108 тысяч из них были боевыми машинами.
И большая часть из них собрана на заводах из уральского алюминия, рожденного трудом и упорством металлургов и горняков, добытчиков боксита.
Это вклад наших земляков в Победу.
Наши земляки в годы Великой Отечественной войны совершали не только трудовые подвиги.
С территории сегодняшнего Североуральского округа было призвано на фронт более 3,5 тыс. человек, из них погиб 901 человек.
Двум нашим землякам - Н.М.Моисееву и Х.Заманову было присвоено звание «Герой Советского Союза». В честь трудового и фронтового подвига жителей нашего округа, 9 мая 1985г. в г.Североуральск был установлен монумент «Слава Героям фронта и тыла!».
«В военные грозные годы
Ты не был в беде огневой,
Не знал ты бомбежек невзгоды,
Но жил фронтовою судьбой.
Ты вместе с героями фронта
Победу упорно ковал,
Для огненного горизонта
Крылатый металл выплавлял.
Уральские скалы хранили
Бокситовый склад под землей,
И чтоб заблистал алюминий,
В забой шел шахтер, как на бой.
В забое опасна работа:
То воды грозят, то обвал.
Но: «Фронту нужны самолеты!»-
Урал алюминий давал.
Взлетали могучие крылья
Над славной советской землей,
Летели на фронт эскадрильи,
Врезались в стремительный бой.
И этой рудою крылатой
Победа была решена.
С тех пор называет солдатом
Мой город родная страна.»
⇐ Великая Отечественная война 1941-1945
Ксения Прокопенко. г.Североуральск